Архив статей

Все статьи из текущего раздела

Идеальный компьютер для игр

У меня две новости.
Как водится,
одна из них хорошая,
а насчет второй судить вам...

Play Station 2003
Первое. За отчетный период (год, если считать со времени выборов предыдущего идеального игрокомпьютера), многие из нас имели возможность вспомнить уже подзабытое было ощущение, что свежевыпущенное и сверхмощное железо может вызывать не абстрактный интерес, а сугубо практическое желание обзавестись им в личное пользование здесь и сейчас. Причиною тому послужил солидный список вышедших игр, выигрышно смотрящихся лишь на изрядных компьютерах (какие бы дремучие Penitum-II и 64 Мбайта ОЗУ не значились порою в их системных требованиях) - The Elder Scrolls III: Morrowind, Mafia: The City of Lost Heaven, Dungeon Siege, Serious Sam: The Second Encounter и многое другое. Да, высокотехнологичные игры выходили и прежде, но сочетание внешней привлекательности с интересным геймплеем было редкостью. Более того, формальная поддержка некоей игрой новейших графических опций и нарочитая требовательность к ресурсам вовсе не гарантируют "киношной" картинки. Все просто - осваивать новые технологии нужно творчески и всерьез, а стимулов к этому у девелоперов, ориентирующихся на игроков со средним достатком, до недавнего времени не было. Вот, и приходилось немногочисленным владельцам GeForce3 & Co пользовать свои карты вполовину их реальных возможностей (купленных, между прочим, далеко не за копейки).

Но похоже мы дождались, чего хотели - графика зримо хорошеет. А учитывая, что цикл разработки игр исчисляется даже не месяцами, а годами, то основные графические яства еще впереди. И это радует.

Второе (логично вытекающее из первого). Увы, идеальный компьютер для игр по-прежнему остается недешевым. И тем, кто хочет продолжать играть во все самое свежее, в очередной раз предлагается щедро проспонсировать полупроводниковую промышленность, здесь уж ничего не попишешь.

Процессор (CPU)
Среди формально существующего полдесятка компаний, занятых разработкой центральных процессоров для ПК, нас по-прежнему интересует продукция лишь двух гигантов - AMD и Intel. Поскольку ничего сравнимого с ней по производительности конкуренты пока предложить не смогли и не очень-то пытаются, ограничившись нишей мобильных компьютеров и офисно-бюджетных мини-PC.

Итак, на что же положим глаз - Intel Pentium 4, Intel Celeron, AMD Athlon XP или, может, чудно дешевый AMD Duron?

Pentium 4 не нуждается в дополнительном представлении - данный брэнд на слуху даже у тех, кто с компьютерами вовсе не связан. Модели с частотами в пределах от 2,4 до 3 ГГц и выше, поддерживающие процессорную шину (FSB) с частотой 533 МГц способны справиться с любыми современными играми (при условии должной поддержки со стороны прочих компонентов).

В активе у P4 продуманная система защиты от перегрева. Процессор не должен сгореть, даже если с него - работающего - снять кулер, хоть и проверять это собственноручно мы не рекомендуем. Процессоры с частотами от 3 ГГц поддерживают новейшую технологию Hyper-Threading, ускоряющую работу процессора в многозадачной среде. Например, на них без труда можно одновременно кодировать музыку в MP3, сканировать антивирусом диски и играть в тяжелые игры. Любые процессоры без HT впадают под таким грузом в ступор. Только стоят HT-модели пока очень недешево, и если вы не планируете драть со своего компьютера три шкуры (пардон - задачи) одновременно, тратиться на них, ей-богу, не резон.

Процессор Celeron, несмотря на покорение им 2-гигагерцовой отметки остается упрощенным вариантом Pentium 4 (у него вчетверо уменьшен объем кэш-памяти - с 512 до 128 Кбайт). В играх кэш не столь важен, как частота, поэтому старшие модели Celeron можно считать пригодными для комплектации нашего игрокомпьютера. Но есть вариант и получше.

Этот вариант продолжает носить имя Athlon XP. Процессор у AMD вышел столь удачным, что, несмотря на отставание в тактовых частотах по сравнению с Pentium 4, по реальной производительности продолжает держаться на одном с ним уровне. Стоит же гораздо дешевле. В "серьезных" задачах Athlon XP позволяет себе проигрывать, впрочем, очень часто разница от перехода на Pentium 4 с теми же частотами-рейтингами в маркировке едва заметна на глаз (оба хороши!). Но в играх "Атлон" покамест - в безусловных лидерах, даже если сравнивать не равные по маркировке, а просто лучшие модели в обоих линейках (что на момент составления этого обзора означало дуэль между Athlon XP 2800+ и Intel Pentium 4 3.06 ГГц).

А поскольку самая мощная модель среди Athlon XP по вменяемой цене сейчас звучит как 2400+, ее и рекомендуем.

Duron, как нетрудно догадаться, представляет собой облегченный вариант Athlon`а, в нем также урезан кэш второго уровня (с 256 до 64 Кбайт). Тем не менее суммарный объем кэша у него больше, нежели у конкурента - "Целерона", а учитывая эксклюзивный алгоритм выборки, производительность кэш-памяти у Duron оказывается примерно в 1,5 раза выше. И в целом процессор неплох, только вот максимальная частота у нынешних моделей - 1300 МГц, что плохо вяжется с нагрузкой на "мозги" в современных 3D-играх. А развивать эту линейку бюджетных процессоров, AMD более не намерена.

Говоря о процессорах, не забудем и о вентиляторах для них. В первую очередь настоятельно рекомендую выбрать процессор в коробочном (box) варианте поставки, тогда правильный (сертифицированный производителем процессора) кулер окажется в ваших руках автоматически. Но если интеловский процессор в коробке найти легко, то "Атлоны" чаще всего продаются "сами по себе". Подыскивая кулер самостоятельно, обратите внимание на два момента:
- на коробке с кулером должны быть отмечены типы совместимых процессоров и максимальная частота, для которой эффективности охлаждения должно хватать. Лучше взять кулер с запасом по последнему параметру;
- не гонитесь за максимальным значением оборотов в минуту - как показывает практика, на частотах выше 5000 об/мин, шум резко выделяется над фоновым уровнем и действует на нервы даже непривередливых пользователей (не говоря уж о любителях послушать на компьютере музыку). Лучше взять более дорогой кулер с прогрессивным оребрением, вентилятором большего диаметра и как можно меньшим числом оборотов, нежели слушать завывания дешевого "пылесоса".

Хорошо зарекомендовали себя кулеры GlacialTech, Molex, ElanVital, Zalman, классические модели Titan (c большим кулером).

Для Athlon XP желателен радиатор с полированной подошвой, либо медной вставкой в основании - эти требования вызваны маленькой площадью самого чипа. Не забудьте и о термопасте (ею смазывается поверхность ЦП в месте контакта). Если она не прилагается к кулеру, рекомендую отменную пасту "Алсил-3".

Память (RAM)
Оперативная память нас интересует лишь одного типа - DIMM DDR SDRAM (ключевое слово здесь - DDR, оно чаще всего и встречается в прайс-листах). Почему так категорично? Все просто - подавляющая масса материнских плат для современных процессоров поддерживает именно этот тип памяти.

Старая "простая" SDRAM осталась уделом бюджетных ПК и со временем будет окончательно вытеснена низкочастотными версиями DDR. А дорогая RIMM RDRAM используется только в системах, базирующихся на интеловских процессорах, и дни ее, похоже, сочтены - Intel повсеместно отказывается от ее поддержки в пользу той же самой DDR.

Следовательно, переменной величиной остается лишь частота шины, на которую рассчитаны модули. Самые дешевые из ныне продаваемых - DDR266 (эффективная частота 266 МГц) с пропускной способностью 2,1 Гбайт/с (отсюда еще одно обозначение PC2100) покупать уже не стоит. Они лишь чуть дешевле модулей DDR333 PC2700, в то время как последние не только банально быстрее работают, но и идеально соответствуют запросам современных Athlon XP от 2700+ и выше. Новые "атлоны" рассчитаны на частоту шины 333 МГц и должны работать синхронно с памятью. И даже если вы не купите сейчас такой процессор, то позаботиться о перспективах апгрейда никогда нелишне.

Но идеальный выбор сейчас - DDR400 PC3200, благо, даже несмотря на периодические скачки цен, память остается очень недорогим удовольствием и можно позволить себе лучшую ее разновидность. По этой же причине не стоит экономить и на объеме памяти, 256-ти мегабайт играм пока хватает, но многим из них - уже "впритык", поэтому лучше остановиться на 512 мегабайтах.

Впрочем, если лишних денег нет, лучше купить фирменный модуль памяти на 256 мегов, нежели безымянный - на 512. Расширить память вы всегда сможете впоследствии, когда в том будет реальная нужда, а низкосортные компоненты заменить на качественные бывает проблематично. Хорошая память носит клейма Kingstone, Corsair, Micron, Samsung (убедитесь лишь, что вам предлагают оригинальные модули, а не собранные в подпольной конторе на самсунговских чипах).

Материнская плата
(Motherboard)
Требования к материнской плате для игрового компьютера предельно просты - она должна быть основана на одном из современных наборов микросхем, позволяющем полноценно задействовать наши замечательные процессор и память. Среди таковых чипсетов для AMD-процессоров назову два - VIA KT400 (KT400A) и nVidia nForce2-S (постфикс S означает отсутствие интегрированного видео). Если вы остановились на интеловской платформе, рекомендую чипсет E7205.

По комплектации плату можно выбрать самую простую. Встроенный видеоадаптер, даже такой относительно мощный, как в базовой модели чипсета nForce2, и близко не претендует на звание идеального игрового. Поэтому покупать внешнюю видеокарту придется в любом случае, а расходовать лишние деньги на интегрированное видео совершенно ни к чему. Если нет побочных соображений, легко можно сэкономить на экзотических интерфейсах: FireWire (IEEE1394), считыватели флэш-карточек, контроллер RAID-массива и т. п. Интегрированный аудиокодек тоже не особо полезен; полноценно насладится звуковым окружением современных игр с его помощью не удастся - самостоятельная звуковая карта опять же необходима. Но поскольку найти "неозвученную" матплату сейчас проблематично, а стоит аудиокодек копейки, сильно расстраиваться о напрасно потраченных на него дензнаках не стоит.

Покупая материнскую плату, как и в отношении памяти (и вообще любого компьютерного железа), желательно избегать безымянных изделий. По теперешним временам разница между недорогими версиями фирменных плат и откровенным самопалом укладывается в десяток долларов! Экономия того не стоит! Благо навскидку можно назвать до десятка имен, представленных на нашем рынке, за которыми стоят платы на любой вкус и кошелек: Gigabyte, ABIT, EPoX, ASUS, A-Open, MSI, Soltek, Iwill, Chaintech, Canyon.

Видеокарта
Видеокарта - архиважный элемент игрового компьютера, бесспорно.

В качестве первого шага в ее выборе нам предстоит решить: с графическими процессорами (GPU) какой из двух ведущих компаний - ATI или nVidia нам по пути. ATI за прошедший год ушла в отрыв, предложив самый мощный (по абсолютной шкале среди игровых) GPU - Radeon 9700. В самой дорогой версии с максимальными частотами он обозначается как Radeon 9700PRO, и ничего более мощного в отечественной рознице на данный момент вы не купите. Отсюда напрашивается элементарный вывод - если средства позволяют без сожаления о содеянном выбрать карту на топовой версии "радеона", то от души рекомендую именно так и поступить.

Но стремясь к идеальному соотношению ценa/производительность, можно обратиться к слегка упрощенному варианту вышепохваленного GPU под названием Radeon 9500PRO. Скорости его с лихвой хватает для работы самых навороченных нынешних игр, поддержка свежего DirectX 9 имеется в полном объеме, и едва ли в ближайшую пару лет появятся игры, которые не смогут на нем идти с приемлемым качеством картинки. Более того, путем несложного вмешательства в микропрограмму большинство из выпущенных к настоящему моменту 9500-ых можно превратить в Radeon 9700 (подробности об этом можно выяснить на оверклокерских сайтах)! Разумеется, никто не несет ответственности за последствия такого разгона, но иметь потенциальную возможность продлить жизнь своей карте к тому времени, когда она морально устареет, согласитесь, приятно. Кстати, тем, кто надеется воспользоваться этой возможностью, логично поторопиться с покупкой, ибо лазейка для разгонщиков со временем может быть перекрыта.

А что же nVidia? Ее супер-ускоритель GeForceFX, которого мы безуспешно прождали всю осень, все еще доступен лишь в единичных экземплярах. И, похоже, как минимум до середины года будет представлять скорее теоретический интерес из-за устрашающих цен. Он, очевидно, обойдет Radeon 9700 по совокупности признаков, но записывать его заочно в лидеры мы, безусловно, не станем, и тем более не станем пока ставить в наш идеальный игровой ПК. По прозаическим причинам - компьютер должен быть сбалансированным и "выпячивать" одну из его компонент бессмысленно. Тем более что игры все равно будут преимущественно выпускаться в расчете на потребителя с компьютером средней руки. А значит, даже покупая Radeon 9700, мы создаем себе очень солидный отрыв, и большие капиталовложения просто не окупятся лучшей картинкой.

Но у nVidia есть и теперешняя линейка мощных графических процессоров, вершина которой - GeForce4 Ti4600 (Ti4800), следом идет GeForce4 Ti4800SE (бывшая Ti4400) и замыкает колонну GeForce4 Ti4200. Безусловно, все эти карты отрабатывают в подавляющем большинстве игр на "пятерку", но потенциал на будущее у них ниже, нежели у ATI-карт. В частности, поддержаны лишь функции из библиотеки DirectX 8. Поэтому часть спецэффектов в новых играх им недоступна (справедливости ради отметим, что пока таких игр нет, и в ближайшие полгода, а то и год, они будут большой редкостью). Но, главное, цены на старшие модели GF4 явно не соотносятся с их достоинствами, и рекомендовать их кому-либо я просто не берусь.

Ограниченный интерес представляет лишь модель Ti4200. Будучи не самым ярым (или ограниченным в средствах) игроком, можно построить на ней отличный компьютер, ближайший конкурент от ATI в этой же категории - Radeon 9500PRO -работает примерно на том же уровне.

Я намеренно "задвинул" рассуждения на тему необходимого объема видеопамяти в конец главки, поскольку это далеко не определяющий фактор, как почему-то часто считают. Если GPU слаб, то никакой рекордный объем памяти делу не поможет. Большинству игр пока достаточно и 64 Мбайт, ну, а идеал - 128 "мегов", именно столько обыкновенно и ставят на все высококлассные карты.

Наконец, осталось выбрать марку собственно видеокарты, поскольку ни ATI, ни nVidia сами платы на своих чипах не производят. Вернее, ATI балуется и штамповкой плат, но найти оригинальную версию в Москве почти нереально. Да и не к чему искать - карты от официальных партнеров ATI работают превосходно, а на местно-российском рынке представлены два таких "партнера" - Sapphire и Gigabyte. На GeForce`ах же собирают свои карты десятки фирм (причем многие - заодно с выпуском матплат, и их список см. выше, вдобавок надобно отрекомендовать компании Gainward, Leadtek, SUMA и Albatron).

Монитор
Игровой монитор должен быть большим! Сие верно не только для стратегий, где иначе можно натурально сломать глаза, разглядывая копошащиеся в несметных количествах супердетализированные (а нынче только так и бывает!) юниты, но и для любого динамичного игрового жанра. Уже поэтому я бы не стал рекомендовать для истинного игрока модные нынче ЖК-мониторы. Ведь посредственная 15-ти дюймовая ЖК-модель стоит примерно столько же, сколько элитные "девятнашки" на электронно-лучевой трубке! Не так дороги и 21-дюймовые ЭЛТ, в минусах у которых лишь большой вес и объем корпуса (но, ведь речь идет не о мобильном компьютере, а о стационарном, следовательно, эти характеристики можно смело отнести к третьестепенным).

И даже если денег совсем не жалко, и есть возможность купить большой ЖК-монитор, нужно учесть, что у ЖКМ есть и другие объективные недостатки - посредственная цветопередача, ограниченный угол обзора и медлительность матрицы (а значит, в динамичных играх и фильмах изображение может троиться и "замусориваться" остатками предыдущих кадров). Но не все так плохо, прогресс имеет место быть, и многие из нынешних ЖК-моделей весьма хороши во всех отношениях. Для примера, в списке "идеального железа" приведены и несколько ЖК-моделей.

Накопители
Требования к винчестеру у современных игр, на первый взгляд, строги (объемы игр растут). С другой же - на скорость винчестера, даже самого быстрого, все равно полагаться не приходится, поэтому все данные, касающиеся текущего игрового уровня загружаются в оперативную память заблаговременно. Если, конечно, объем последней достаточен (а об этом мы уже позаботились выше!).

Итого - желательно иметь жесткий диск на 60-80 гигабайт с частотой вращения 7200 об/мин (если приходится выбирать между объемом и скоростью, рекомендую - объем). Тем же, кто хочет, несмотря ни на что купить лучший диск, отсылаю к специальному разделу о винчестерах ниже по течению журнала. Если нет - можете совершенно спокойно брать современный "винт" любой марки.

Без привода компакт-дисков никакой компьютер не будет полноценным, правда же? А поскольку все большую популярность приобретают DVD-диски (и теперь уже об этом можно судить достоверно, а не умозрительно, и красноречивым доказательством служит обилие пиратских DVD), то похоже покупка "чистого" CD-ROM-привода имеет очень мало смысла. Тем более что разница в ценах между этими двумя типами устройств пренебрежимо мала.

Пишущий привод - CD-RW (а тем более DVD-RW) для игрового компьютера строго говоря необязателен. Но CD-болванки столь прочно вошли в нашу жизнь в качестве удобнейшего средства для переноски больших и не очень объемов данных, что, по-моему, проще отказаться от "дискетника" (о нем большинство и не вспоминает месяцами), но CD-"резак" поставить. Наконец, есть компромиссный вариант - комбинированные приводы, способные читать и писать на CD плюс считывать DVD. Их и номинируем в качестве идеального решения.
Аудиосистема
Звуковая карта - один из немногих компонентов, мучаться с выбором которого не приходится. По крайней мере, когда речь идет о сборке идеального игрового ПК. Creative SB Audigy - имя нашей избранницы. Для компьютерных меломанов настоятельно рекомендую приплатить за обновленную модель - Audigy 2, но только, если вы намерены укомплектовать компьютер высококлассной акустикой.

То есть - колонками. А вот выбор колонок, напротив, столь велик, что рекомендовать какие-то конкретные наборы сложно, да и не хочется. Если вы подходите к выбору акустики ответственно и трепетно, то моим вкусом обязаны не удовлетвориться, но самостоятельно перерыть дюжину каталогов и сайтов, отслушать выбранные наборы в акустически заглушенной комнате и т. п.

Но если все же строго следовать теме и определить "лучшие игровые", то есть максимально достоверно воспроизводящие спецэффекты и достаточно музыкальные, чтобы можно было оценить красоту саундтрека, то… вот небольшой список - Creative MegaWorks 5.1 THX 550, SVEN HT-410, Altec Lansing 5100, Philips A3.600, Creative 5100, Creative 4400. И все равно рекомендую перед покупкой не пожалеть времени на прослушивание.

Манипуляторы
Клавиатура не относится к специфическим игровым манипуляторам, поэтому подойдет практически любая, стоит лишь проверить собственноручно характер нажатия на клавиши перед покупкой. Да не польститься на самую дешевую, чтобы не отправляться через месяц в магазин за новой взамен издохшей.

А вот мышь - основной инструмент 3D-бойца. Она не должна быть слишком большой, колесико должно прокручиваться не плавно, но с ощутимой фиксацией (оно заведует выбором оружия). Главное же требование к мыши - максимальная чувствительность, а поскольку она обычно лучше у оптических мышей, то такую и разумно выбрать (хотя и есть небольшая праворадикальная партия любителей шариковых грызунов, считающая иначе). Зато тратиться на беспроводную мышь совсем не резон, такие мыши традиционно больше размером, тяжелее весом, преимущества же их призрачные. Да, конечно, мышь просто обязана подключаться к USB-порту, опрашиваемому с гораздо большей частотой по сравнению со старыми PS/2 и COM-портами.

Описанию "специнструмента" - джойстиков, рулей, геймпадов можно посвятить отдельный материал сравнимого с этим объема. Если вы неравнодушны к автомобильным симуляторам, то покупка руля многократно усилит эффект присутствия в игре. Особенно хороши рули с отдачей, позволяющие реально почувствовать поведение машины на разном покрытии. Кроме прочего, такой руль в серьезной игре (с максимально приближенной к реальности "физикой") помогает обучению вождению. Традиционно хороши модели Thrustmaster, а хотите идеала - придется выложиться за продукцию Act Labs.

Авиасимуляторы управляются джойстиками (и только, ибо "кнопками" обойтись нереально). Продукция данная представлена исключительно широко, обратите внимание на марки Thrustmaster, Logitech, SVEN, Microsoft. Увлеченным этим жанром крайне полезен джойстик с отдельной рукояткой "газа", так называемый HOTAS. Кстати, "отдача" для летчицкого штурвала совсем не обязательна, хотя такие модели и существуют.

Наконец, геймпад прописан любителям "файтингов" (от fighting - драка рукопашная) и спортивных игр. Производители те же, признанные мастера - Thrustmaster и Logitech.

Резюме
… вряд ли вы будете зарабатывать деньги, убивая по сто соперников в минуту за пару килобаксов. Тогда можно было бы прикинуть - так, если я немного сэкономлю и буду убивать ту же сотню в полторы минуты, может хватит на жизнь-то? А разницу можно потратить на "мерседес" или какую-нибудь другую милую безделушку.

С развлечениями в чистом виде такой фокус не пройдет. Или вы сидите в партере и смотрите шоу от начала до конца, получая при этом реальное удовольствие, или договариваетесь с театральной уборщицей и, сидя в ее комнатке, сквозь щель в стене одним ухом стараетесь разобрать хотя бы крики массовки. Так что не жмитесь чересчур - не так уж много в нашей жизни "честных" удовольствий. Пусть уж 1/24 суток будет уделена чистой потехе, а в остальные 23/24 вы уж как-нибудь компенсируете затраты.

По крайней мере, мы в вас верим. Без оговорок.